Беспилотные летательные аппараты
управляемого самолета с размахом крыла 3,0 м и двигателем КАФ-І4 конструкции А. Ф.Кузнецова мощностью 0,62 л. с. Продолжительность полета модели была доведена до 30 минут.
В последующие годы работы ГГО с использованием ДПЛА были продолжены. По заданию ГГО аппараты проектировались несколькими студенческими конструкторскими бюро авиационных институтов Советского Союза, о чем сказано подробнее в соответствующей главе.
В Трудах ГГО в 1974 году была опубликована статья Л. Г.Алдошина и М. В.Попова о разработке и создании радиоуправляемого измерительного комплекса для аэрологических исследований пограничного слоя атмосферы. В 1975 году было сообщено о создании усовершенствованного варианта беспилотного радиоизмери — тельного комплекса для проведения аэрологических исследований в зоне, ограниченной прямой видимостью.
Использование контактных методов измерений параметров атмосферы с применением малоразмерных ДПЛА, особенно при проведении исследований в пограничном слое атмосферы над океаном, по оценкам сотрудников ГГО обещало большую экономию средств по сравнению с использованием самолетов-лабораторий и аэростатов-зондировщиков.
Вэкспедиции “Тайфун-78” проводилась проверка возможности использования малого летательного аппарата (МЛА) на научно-исследовательских судах “Академик Королев” и “Академик Ширшов”.
В качестве МЛА использовался параглайдер — аппарат с гибким крылом размахом 1,4 м. Мощность двигателя 1,84 кВт. Взлетная масса МЛА — 5 кг, масса полезной нагрузки — 2,0 кг. Среднее время полета соста
вило 12 минут, максимальная достигнутая дальность -1800 м, диапазон скоростей полета — 20-45 км/ч.
Бортовая исследовательская аппаратура — стандартный аэрологический зонд РКЗ-5. Система “Метеорит — РКЗ” позволяла измерять температуру и относительную влажность, а также время и координаты положения зонда в пространстве через каждые 5 секунд. Регистрация метеопараметров и положения МЛА в пространстве осуществлялась на бумажной ленте судовой аэрологической станции “Метеорит-2”. Кроме зондирования атмосферы в экспедиции “Тайфун-78” проводились работы по использованию МЛА для фотографирования водной поверхности океана.
Для использования на научно — исследовательских судах (НИС) в последующих экспедициях был разработан метеорологический измерительный комплекс на базе МЛА самолетной схемы с двигателем мощностью 4,5 л. с. Комплекс разработан в Иституте экспериментальной
метеорологии совместно с Харьковским авиационным институтом. Конструкция летательного аппарата позволила провести ряд экспериментов по замене жесткого крыла на гибкое типа “параглайдер”. Эксперименты дали возможность сравнить эксплуатационные и экономические характеристики МЛА различных типов.
Аппарат с толкающим воздушным винтом стартовал с борта НИС с помощью стартовой катапульты, производил посадку на землю. С целью обеспечения торможения в случае посадки на борт судна было разработано посадочное устройство сеточного типа с энергогасящими элементами. Для проведения полетов требовалась стартовая бригада из двух-трех человек. Для управления МЛА в пределах визуальной видимости использовалась аппаратура “ИКАР", прием и регистрация сигналов радиоблока осуществлялись судовой метеорологической радиолокационной станцией “Метеорит”.
В середине 1970-х годов ОКБ Генерального конструктора П. О.Су — хого была поручена разработка ударного ДПЛА "Коршун". ДПЛА предполагалось использовать в качестве минн-бомбардировщнка с боевой нагрузкой 500 кг. Управление ДПЛА должно было осуществляться с воздушного пункта управления навигацией, размещенного на фронтовом бомбардировщике Су-24 (ПУН-24). Главным конструктором темы был назначен Н. С.Черняков. Длина аппарата "Коршун" — 15,6 м, размах крыла — 8,25 м. Работа над проектом "Коршун" (велась агрегатная сборка опытного изделия) прекращена решением ВПК.
***
ВНИИРА (Всероссийский Научно — исследовательский институт радиоаппаратуры, Санкт-Петербург, ранее — НИИ-33) разрабатывает и изготавливает как наземную, так и бортовую аппаратуру для оборудования аэродромных и трассовых центров; бортовую аппаратуру для самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и орбитальных кораблей многоразового использования.
Институтом разработаны, используемые на серийных отечественных БЛА, бортовая аппаратура и наземное оборудование инструментальных систем посадки, наземные и бортовые средстварадиокоррекции бес пилотных летательных аппаратов; наземные и бортовые средства передачи команд управления летательными аппаратами. ***
В журнале Aviation Week & Spase Technology/January 11,1999 в сводной таблице по беспилотным летательным аппаратам мира приводятся характеристики разработанного московским НИИ "Кулон" ДПЛА "Москит", предназначенного для проведения телевизионной, инфракрасной и радиационной съемки местности (система тактической разведки "Юла"). Взлетная масса аппарата — 290 кг, длина — 4,05 м. Скорость полета ДПЛА — 200 км/ч, продолжительность полета — 1.5 часа, дальность полета — 80км, практический потолок — 3500 м. »*»
В бюллетене "Аэрокосмические новости" №14 от 04.1999 говорится о пополнении парка БЛА российской армии четырьмя аппаратами Ту-243 "Рейс-Д", выпущенными Кумертаус — ким авиазаводом (Башкирия). Заводом ежегодно выпускается 6-10 БЛА,
которые еще 6-10 лет будут соответствовать требованиям времени. В настоящее время Государственной компанией "Росвооружение" ведутся переговоры с рядом потенциальных покупателей.
***
В 1950-х — 1970-х годах заводом имени В. Я.Климова (ЗИК, Ленинград, ранее — завод и ОКБ №117) было разработано три типа реактивных двигателей для беспилотных летательных аппаратов (крылатых ракет).
В конце 1950-х годов в ОКБ-117 поступил заказ от главного конструктора ОКБ-240 С. В.Ильюшина на разработку маршевого ТРД с форсажной камерой для разрабатывавшейся крылатой ракеты, которая в горизонтальном полете должна была иметь скорость до 3,1 М, максимальная высота полета — 30000 м. Разрабаты
вавшийся двигатель получил обозначение ВК-15.
Двигатель ВК-15(как и его поздняя модификация ВК-15Б, предназначенная для установки на пилотируемых самолетах) развивал тягу 9600 кг. Всего было изготовлено два экземпляра двигателя ВК-15, имевшего упрощенную конструкцию. Работы по двигателю были прекращены на начальной стадии из-за отказа заказчика от продолжения проектирования летательного апарата.
В 1960-х — 1970-х годах под руководством главного конструктора С. П.Изотова на ЗИК на базе турбо- вальных двигателей ТВ 2-117 иТВЗ-117 были разработаны реактивные варианты двигателей ТР2-117 (остался только в опытном экземпляре) и ТРЗ-117.
Двигатель ТРЗ-117 предназначался для беспилотного самолета-
разведчика "Рейс" ("Рейс-Д"), разрабо — 1 энного в ОКБ генера іьного конструктора А. Н.Туполева (ММ3 "Опыт").
Двигатель ТРЗ-117 при собственной массе 180 кг обладал максимальной тягой 640 кг (позднее исходя из эксплуатационных требований она была у меньшена до 590 кг) с 1975 года бы л запу шеи в серийное производство на Запорожском моторостроительном заводе (Украина).
В 1977-1978 годах на авиаремонтном заводе №’20 (г Пушкин. Ленин градской области) была создана іруппа под руководством ведущего инженера В. Е.Шацнлло для разработки воздушных мишеней в интересах ВМФ.
На первом этапе работы для изучения конструкции воздушных мишеней и наработки опыта пило і и- рования были получены мишени
Р5 М-2 болгарскою производства. Опыты использования мишеней над водой были проведены с борта авианесущего крейсера " Киев " — д тя вз 1C і а и посадки (мишеней использовалась палуба крейсера.
Мишень РУМ-2 на іаводе №20 бы m модифицирована и получила заводское обозначение "Ласіочка-2". На заводском варианте мишени был использован івнгатсль с наддувом, что позволило увеличить число оборотов примерно на 1000 в минуту, были усилены стойки и крепление шасси, элероны смешены ближе к концу крыла, чзо улучшило управляемое! ь. Для звеличення ЭПР на фюзеляж мишени пак їсивались металлические ленты.
Инженерами ВМФ в Балтийске для использования мишени с кораблей была спроектирована ппевма гическая катапульта массой около 700 кг с длиной направляющей около 6 м. После отработки нл суше в ходе бросковых испытании габаритномассовых маке і овмишенн кліапульта была установлена в носовой части среднего дссапшого корабля.
Д зя использования с катапульты с мишени "Ласточка-2" снималось колесное шасси (посадка осуществлялась па парашюте). В ходе испытаний с катапультным стартом были отмечены перебои в работе двигателя при больших стартовых перегрузках из-за нарушении в подаче топлива.
При проведении опыт пых стре іьб старты мишеней производились как без хода корабля гак к на ходу.
Одна мишень ниш "Ласточка-2" была оснащена корректором высоты полета (нспользоваикорректор американской мишени "Чукар"). Дополните 1ыю в сосків бортового оборудования были введены генератор, датчики угловых скоростей и соответствующая аппаратура для обеспечения стабилизации параметров полета без участия в этом процессе оператора.
Была предпринята попытка оснастить мишень РУМ-2 пульсирующим воэдушпо-реак і ивным шнгатслем, спроектированным в Харькове. Дви — I атель был установлен подфюзеляжеч мишени, что позволяло ее использован. юль к о с испо іьзованием колесного шасси с увеличенной высотой стоек. Для уменьшения нагрева фюзеляжа на его нижней поверхности крепился метал знчсскнй экран. На опытной чншенн "Лас — точка-Je/" было выполнено тва полета, в ходе которых был выявлен
Беспилотные летательные аппараты
существенный недостаток — на работу системы радиоуправления сильно влиял топливным насос, которын создавал радиопомехи
В 1998 году С. Амелии для прове — ІЄИНЯ демонстрационных полетов на праздниках, проводящихся на аэро — іроме РОСТО, модифицировал доработанным на Пушкинском АРЗ вариант мишени РУМ-2 установив на нее бен ІПНОВМЙ лшнагсль от мою — питы фирмы "Jonsered" объемом 40 см’ н увеличив вертикальное оперение.
Первой самостоятельной работой конструкторской і руппы завода №20 ста іл мишень, получившая на заводе имя ”/Кс it П1І.1Й Фс піке” Мшнень с грапенпсви 1ным крылом была несколько йонмис боліарской мншепи РУМ-2. Фюзеляж крут лого сечения иельномсіаллическои конструкции, крыло состояло нз юух ВЫК Iсенных по матрице поверхностен с заполнением пространства между ними пенополиуретаном Двигатель мишени — івулііиіиндровьій объемом 48 см*.
Разин тем мини ни "Рама" (см. стр. 67) стал летательный аппарат с трсуіольньїч крылом, спроектированный и построенный С. Амелиным. В конструкции новою летаїсльного аппарат использовались ївшатсль. фюзеляж (частично), парашютная система, шасси, аппаратура управления мишенн "Рама".
Воздушная мишень, созданная на заводе №20 по схеме "летающее крыло" (см. фото на стр. 67), имела цельнометаллический фюзеляж с пластиковой носовой частью и плас- шковое крыло (конструкция типа "сэндвич"). Аппаратура радиоуправления размешалась в герметичном кон геннере. Масса мишени — около 30 кг, размах крм іа — около 2,5 м, длина фюзеляжа — около 2 меіров
Первые испытания выявили недостаточную устойчивость мишенн в полете. После проведенных исследовании в аэродинамической трубе ЦНИИ нм. акад. А. Н.Крылова на самолете было установлено горизонтальное оперение малой плошадн Д ія старій мишени использовалась каїапульта мишени РУМ-2 (колесное шасси снималось, посадка производилась на парашютной снс теме), при наличии ровной площадки взлсім и посадки осуществлялись на ко і сеном шасси. R Кронин адгс бы ні проведены испытания мишенн с каыпульзиим стартом с борта вспомоги ісльпого судна.
Было выпущено до 15 опытных мишеней, оснащенных аппаратурой управления, разработанной в одно
[1]К вопросу о причтении термина "крылатая ракета” Оли зетательных аппаратов PH НИ. В 1930-х годах широка был распространен термин "воздушная торпеда” при. итите чыю к боевым бес- пилотным } дарпым средства м. С середины / 940-х годов появи к и тер мин "само чет-
[2] Информация по отечественным авиационным само іетам-с нарядам приведена в (пецшлкшш выпуске приложения к журналу "Невский bat пион" (Вытек N(>, ll№Н). более п< cpt* цт> и (формацию пи авиационным бомбаи. л той чипе и і правіле ww. w npettooia, ается привести в п>ніеОуницих выпь снах тНБ“.
*11 рекіи tmtt проспекте OfF и и
[4] С Яковчева, еыпlи/ешіпи в /WO roO). аппарат npetk пит п и кик "III не п.-1 "
[5] Наиболее полно беспи. зопшые і е тате /иные аппараты, разработанные Л Московском авиационном институте, писаны в книге Макарова Ю. В., " /етательные аппараты М — — i И". Издате! ы те о М 4 //. Л/. 1994.
[6]На снимке представ ієн, по всей видимости, ДН і А-летающая юборатория "Синица”, выпущенный МАИ в 1988 году (аппарат описан в конце разделю). Обращаема на себя єни мание поразите зьное сходство массо — абарипишх характеристик аппаратов выпуска нача ча i960-х годов и 1988 года и их общее название — ыСиница “ .